• Все статьи
  • Мода и стиль
  • Мода старомодна? Модный аналитик Li Edelkoort о том, почему мода устаревает и нуждается в переосмыслении.
 

Мода старомодна? Модный аналитик Li Edelkoort о том, почему мода устаревает и нуждается в переосмыслении.

Поделиться
Класснуть

Li Edelkoort – один из самых уважаемых модных аналитиков в мире – на бизнес конференции Voices-2017 сделала настоящую провокацию, прочитав ключевые отрывки из своего манифеста «Anti-Fashion». Они представляют собой критический анализ современной фэшн-индустрии. «Мода старомодна» заявляет Li Edelkoort, но, тем не менее, она видит пути решения данной проблемы. Вот её основные тезисы, доказывающие, почему система моды нарушена, и как фэшн-индустрия может догнать сегодняшнюю реальность и вернуть культурную ценность моды в качестве фактора изменения, двигающего общество вперед.

 

модный аналитик Li Edelkoort

 

1. Дизайнеры перерабатывают старые идеи

Великие дизайнеры прошлого, такие как Кристобаль Баленсиага и Ив Сен-Лоран, сделали революционную одежду, которая «повлияла то, как мы идём, как мы стоим, как мы флиртуем». Однако многие современные дизайнеры просто перерабатывают старые идеи, основанные на винтажной одежде, и всё это продолжает «преследовать подиумы».

 

«Эта категория дизайнеров ничего не придумывают, они просто работают над одеждой, и больше не заинтересованы в изменениях ради изменений – они единодушно объявляют новаторством то, что уже было создано до них», объясняет Edelkoort. С таким недостатком концептуальных инноваций мир теряет идею моды.

справа костюм Александра МакКуина для Givenchy, 1997 год; слева костюм из коллекции Balmain весна-лето 2015

 

2. Индивидуализм моды устарел

Мы живем в «обществе, жаждущем консенсуса и альтруизма, в мире, в котором индивидуализм давно закончился», - считает Edelkoort. Но мода, с её культом создателя, все ещё подчеркивает индивидуализм дизайнера. «Не все будут звёздами, - сказала Edelkoort, читая свой манифест. «Модные школы, похоже, не обращают внимания на новый мир, в котором мы живем: мир, созданный для взаимодействия с другими, имеющий дело с экономикой обмена и сильным чувством расширенной семьи, где работа и совместная игра стали более важными, чем индивидуальный рост».  

в современном обществе, где командная работа стала основой всех передовых отраслей, в фэшн-индустрии до сих пор существует культ личности дизайнера или креативного директора бренда (фото – Джон Гальяно)

 

3. Маркетинг занял своё место, но модная реклама устарела

Edelkoort обвиняет эволюцию маркетинга во многих текущих проблемах моды. «Это, без сомнения, извращение маркетинга, которое в конечном итоге помогло убить модную индустрию. Первоначально изобретённый, чтобы быть наукой, демонстрируя таланты прогнозирования по результатам рынка, чтобы закрепить стратегии на будущее, маркетинг постепенно превратился в сеть для привлечения опекунов (прим. инвесторов) брендов, стал рабом финансовых учреждений и заложником интересов акционеров, он давно потерял автономию и не способен влиять на изменение ситуации», - считает Edelkoort. «Маркетинг продался крупным компаниям, которые манипулируют созданием, производством, презентацией и продажами». Модная реклама устарела, она не успевает за современной визуальной культурой. «Рекламные агентства всё еще думают, что мы можем сделать один образ, одну кампанию, в течение одного сезона. Но мы видим, что в современном мире люди читают, смотрят, анализируют текст... мы захватываем от пяти до шести фотографий одновременно. Нынешний рекламный метод не относится к нашему времени». 

модная реклама не успевает за современной визуальной культурой (фото – праздничная рекламная кампания Michael Kors зима 2018)

 

4. Низкие цены – это порабощение рабочих и уничтожение культурной ценности

«Производство одежды переживает стремительный и грязный процесс реструктуризации, который заставил западный мир получать прибыль и использовать страны с низким уровнем дохода», - говорит Edelkoort. «Как продукт, который нужно сеять, выращивать, собирать, формовать, вязать, вырезать, сшивать, печатать, маркировать, упаковывать и перевозить может стоить всего пару евро?» - спросила она, сравнивая цепочку поставок товара с рабством. «В охоте за более дешёвыми сделками компании-гиганты, а также некоторые люксовые бренды нанимают работников, живущих в тяжёлых условиях и соглашающихся на малую оплату своего труда», - продолжает Edelkoort. «Более того, низкие цены подразумевают, что одежда должна быть выброшена, отброшена как презерватив, прежде чем её полюбят и получат от неё удовольствие, обучая молодых потребителей, что мода не имеет ценности. Нам нужен закон, позволяющий устанавливать достойные минимальные цены».

рабские условия труда и дешевизна продукции демонстрируют, что мода – одноразовое явление, не обладающее никакой культурной ценностью

 

5. Модель розничной торговли нуждается в переосмыслении

«Мода нуждается в новой модели розничной торговли. Та, что имеется сейчас, основана на принципах из прошлого века. Даже концептуальные магазины и онлайн-коммерция были разработаны в последние годы XX века», - говорит Edelkoort. «Чаще всего можно подслушать посетителей огромных универмагов, вздыхающих, что они не могут найти ничего ... несколько тысяч стоек с одеждой, терпеливо ожидающих вешалок, по-видимому, больше не котируются, подобно тому, как множество йогуртов в супермаркетах уже давно не привлекают наше внимание. Розничной торговле нужны эксперименты и новаторские решения.  

универмаги, бутики, концепт-сторы и интернет-магазины однообразны, они устарели, т.к. основаны на принципах из XX века (фото – универмаг Galeries Lafayette)

 

6. Для сегодняшних потребителей мода является вторичной

«Сегодня люди выражают себя многими способами (цвет волос, татуировки, украшения), которые традиционно не считаются модой. Также растёт количество людей, которые настроены радикально против модной индустрии как таковой. Это явление очень ярко демонстрируется в сериале о стартаперах «Силиконовая долина» - технологическая толпа нёрдов в Силиконовой долине сознательно игнорирует модные тренды, - считает Edelkoort.  Крутость этих людей давно вышла за рамки модной одежды, и переместилась в область новых технологий и интеллектуальных ценностей. Мода за последние двадцать лет потеряла потребителей в лице этих людей и уже вряд ли сможет вернуть их.

бойкот нердов, работающих в компании Гугл – этих людей меньше всего интересует модная одежда

 

Подведём итоги. Данный манифест звучит не очень оптимистично. Но не стоит поддаваться панике, а вот осмыслить и проанализировать всё, о чём говорилось в манифесте – явно не помешает.

 

Поделиться
Класснуть
Пройдите простую регистрацию, чтобы читать полные статьи и отключить рекламу.
0 отзывов о «Мода старомодна? Модный аналитик Li Edelkoort о том, почему мода устаревает и нуждается в переосмыслении.»
Добавить комментарий

    Новые статьи о моде

    Уличная мода +1 балл 0 отзывов
    Модель, завсегдатай мировых Недель Моды, звезда Инстаграмма - Сара Эллен (Sarah Ellen).
    Знаменитости +31 балл 0 отзывов
    Рейтинг самых стильно одетых знаменитостей этой недели.
    Уличная мода +31 балл 0 отзывов
    Саша Саймон справедливо считается королевой зимнего и осеннего кэжуала, хотя только на этом стиле не стоит останавливаться, ведь девушка его называет «гламурно-встречным минималистским». Но факт ос...
    Мода и стиль +43 балла 3 отзыва
    Институт цвета Pantone объявил главный цвет 2018 года. Им стал глубокий фиолетовый оттенок. Как включить в свой гардероб (и стоит ли это сделать) рассказываем в статье.
    Уличная мода +25 баллов 0 отзывов
    Лукас Подлинский -- прекрасный пример мужской моды. Парень из Польши, часто путешествует, умело сочетает классику, спорт и кэжуал. Ведет активный образ жизни, что так привлекает подписчиков. Пойдем...